Савадов Арсен

04 Дек Арсен Савадов: «В Киеве процветает офисное искусство, а не поэтическое»

Без Арсена Савадова невозможно представить современное украинское искусство, а его самого — без юмора, иронии и откровенности.

Вы знаете, что в Союзе художников Украины состоит 6000 человек?

Правда? Ну, то, что я где-то двадцать восьмой — это точно, я туда вступил еще в 1980-х. Остальные, думаю, где-то в Сочи… Киевская секция насчитывала около 2500 человек. Что тут скажешь. Где-то потерялись. Столько художников, а искусства нет…

Во время событий на Майдане вы были в Нью-Йорке. Не возникало желание уехать туда насовсем?

Нет. Это исключено. В тот период я всего лишь на 10 дней уезжал с Майдана, спрятал там камни, потом, когда вернулся, бросил их по назначению. Конечно, хочется уехать на какие-то острова и чтобы фонды наших олигархов оплатили мое творчество. Им уже давно пора делиться. Но они пока культурно не созрели.

Как вам удается успевать творить между выставками и акциями протеста?

Да вот получается как-то. У меня есть волшебные кисточки, я их на базаре в Турции купил.Они по ночам сами рисуют…

Расскажите о вашей работе «Гулливер», которую можно было увидеть на ArtKievContemporary. И об участии в форуме вообще.

Я вообще поддерживаю деятельность Наташи Заболотной, потому что такие структуры, как Министерство культуры, Союз художников уже показали свою несостоятельность. Они могут решать только административные вопросы, организовывать какие-то общенациональные акции. А искусство — это вещь интимная. Почему многим художникам нравится в Арсенал? Потому что это одно из немногих репрезентативных мест, где мы можем увидеть себя со стороны. Хочется поддержать Арсенал своими работами, тем более Наташа всегда лично меня просит участвовать в крупных выставках. Я не вижу причин ей отказывать. А «Гулливер» — это образ связанного человека, метафора, которую каждый воспримет по-своему.

Благодаря вам в Киеве есть еще одно место, где много искусства. Вы же отвоевали Пейзажную аллею…

Почему же только я?! Это дело сотен человек — неомарксистов, националистов, простых горожан, соседей, которые на протяжении полугода ровно в 11 утра приходили на Пейзажку. У нас были столкновения с милицией, потом против нас титушек поставили. Они поняли, что квартиры в этом доме не получат и ушли. Я один из звеньев, тех, кто увидел необходимость рекреационной зоны в Киеве.

Вы видите развитие своего искусства в Украине?

Нет, не вижу. Но я люблю Украину. Считаю, что искусство здесь находится в таком состоянии, когда институции испарились, так и не успев сформировать рынок. Пять лет назад пришла к власти «Партия Регионов», только они начали покупать произведения искусства, как их разогнал Майдан. Ясно же, что картины покупают не те, кто стоял на митингах, а те, у кого есть деньги и свободное время. Теперь придется ждать еще пять лет до насыщения нашей очередной политической элиты. В Киеве процветает офисное искусство, а не поэтическое. Здесь одна форма существования: продать-выжить. Вот с этим, конечно, надо бороться. А провинция живет еще хуже. Весь жизненный путь, мотивация деятельности сводится к успеху в офисе.

Нужно крупному бизнесу вкладывать деньги в национальных художников, как это делают китайцы, тогда эти художники достойно выглядят на мировой культурной сцене, аукционах.

Можно купить дилеров, связи, интеллектуалов (почему это делают в бизнесе, но нельзя делать в искусстве) и они уже к покупаемому искусству создадут коньюктуру и лобби в мировом культурном пространстве. Самим художникам сделать это будет сложновато.

Искусство в эпоху индустрии развлечений не несет на себе такой сакральной функции, как в средневековье, оно напрямую связано со свободным временем «сытого» человека, и в этом человек обретает невиданную в других «сервисах» степень свободы, поэтому сегодняшние стратегические задачи искусства — это увлечение (новый угол зрения). И лучше когда интеллектуального увлечения, «подталкивания» (суггестии), что выводит нас на новый уровень «переживания», что, в свою очередь, соприкасается с таким понятием, как «существование» и является началом разговора о том, что такое Реальность. Этот круг сансары закручивается вокруг категорий эстетики, используя в общем-то постмодернистскую методологию, цепочки захвата и переформирования объекта — культурного объекта, Реальности до бесконечности, и в самых дадаистических снах будет награждаться «Орденом Ленина».

Говорить о развитии моего искусства в Украине было бы возможно, если бы уровень рефлекции позволял бы вести в культурном пространстве подобную дискуссию. То, что я вижу — это в основном «дунькин авангард», редко встретишь индивидуальность.

Это как видеть в моих проектах только картинку, но не видеть серьезный социальный перформанс, включающий все вышесказанные понятия «увлечение», «переживание», «существование».

Это означает, что надо брать учеников, чтобы нести свое видение мира.

Нет, никаких учеников. Меня учили так: лучшие ученики — это твои работы, они сами потом все расскажут. Хотя, думаю, что надо брать тех, кто является акцентуированными личностями. Опыт, чтобы его передать, есть. Но из-за того, что рынок извращен, каждый суслик — агроном, есть потребность у меня что-то взять для себя «декоративно», но не сделать это фундаментом какой-то идеологии.

С кем из молодых художников вы бы хотели работать как наставник?

Из наших местных мне симпатична как личность и художник Жанна Кадырова и Ксюша Гнилицкая. Еще бы отметил Романа Михайлова, Никиту Кадана, Алексея Сая, Ладу Наконечную.

Каков ваш самый глобальный творческий план?

Мне хочется вместе с другими отечественными художниками создать единое культурное тело, чтобы когда-нибудь мы смогли составить конкуренцию любой немецко-китайской культурной школе.Наша генерация намного раньше обратила внимание традицию на метафизики в искусстве. Что придавало «Новой волне» какой-то печали чего я е вижу в молодых. «Не было печали просто уходили деньги…»

Познать