Сидоренко Виктор

28 Ноя Виктор Сидоренко: «Чтобы все успеть, приходится чем-то жертвовать»

Открытый для общения, искренний и словоохотливый. Один из выдающихся представителей современного искусства Украины рассказал нам о том, как можно впускать в себя мир и наполнять его собственным видением.

Знаки и символы

Все мои картины находятся на грани срезов истории, сознания. Работы, которые вы сейчас видите в мастерской, написаны за год до Майдана. Сложно сказать, что я что-то предвидел, чувствовал. Сейчас часто пишут о моей картине «Вторжение», созданной еще в 1996 году. Это своего рода палимпсест. Первый слой — это традиционное искусство. Второй — знаки, рефлексии, образы, которые нужно уметь не просто видеть, но и считывать.

Жизненный проект

Чтобы все успеть, приходится чем-то жертвовать. Я, например, практически нигде не тусуюсь, на это не хватает времени. Это еще и вопрос твоего личного восприятия жизни. Если относиться к ней как к проекту, то сил на все хватит. Понимаете, я же не задумывал Институт проблем современного искусства, чтобы быть там директором или начальником. Мне хотелось сделать так, чтобы людям было интересно там работать. Думаю, это получилось. Нашим приоритетом являются не какие-то формальные требования, а идеи. Моя директорская работа — это тоже часть жизненного проекта. Углубитесь в историю, и вы увидите, что многие художники параллельно занимались еще каким-то видом деятельности. Малевич был комиссаром искусств, Шагал в Витебске служил и руководил… Я считаю, что художник не может оставаться вне времени и пространства.

Два типа художников

На мой взгляд, есть два типа художников: один рефлексирует на то, что происходит вовне, другой — на то, что внутри него самого. Это, как и с типами личности, где есть интроверты и экстраверты. Современно искусство больше «эксравертивное». Оно пытается реагировать на то, что происходит. Я в этом плане, скорее, интроверт. Меня самого часто отождествляют с персонажем из проекта «Левитация», да, похож. Меня именно это аспект и интересует — тождество выдуманного и реального. Художник ничего не выдумывает. Картина — это ты сам, твоя попытка анализа. Мои проекты меняются, а персонаж остается тем же. Он переходит из тоталитарного контекста в область чего-то более глобального, философского. Это поиск свободы, полета.

О понятном искусстве

Не бывает среди художников худшего или лучшего. Каждый интересен по-своему, каждому есть, что сказать. Когда человек приходит на выставку и находит в чей-то работе что-то свое, понятное ему, это как раз и говорит о востребованности искусства, самого автора. Я считаю, что здесь большое значение имеет простота. Что бы там не говорили, но даже современное искусство, если оно отрытое и понятное, то оно сразу попадает в цель. Не надо что-то рассказывать, пояснять, быть недовольным, что тебя не понимают.

Художник и государство

Современное искусство Украины в мире, к сожалению, никак не присутствует. Его представляют отдельные персоналии, которым удается взобраться на эту сцену. Хотя, за последние 10 лет были неплохие попытки рассказать о нашем искусстве. PinchukArtCentre раньше его выставлял. При поддержке фонда Фирташа проходили выставки в Лондоне. Если говорить глобально, то это должны быть большие проекты, в которых искусство подавалось бы страной или какими-то институциями. Художники-то наши попадают в галереи Европы или США, но это не говорить о феномене всего украинского искусства. Для того чтобы заговорили именно о нем, необходимы серьезные шаги государства. Без его помощи здесь не обойтись. Художники были бы рады и моральной поддержке, мы понимаем, то нашей стране сейчас и без нас есть куда направлять средства.

Творческий процесс

Я люблю работать в одиночестве. Раньше супруга мне читала книги или газеты. Но и это прошло. Сейчас хочется больше тишины. Когда остаюсь сам, начинает что-то получаться, я сосредотачиваюсь именно в мастерской. А сами идеи приходят по-разному. Серия «Амнезия» возникла благодаря фотографическим пленкам, которые я случайно нашел. Образы и идеи не приходят случайно. Все твои размышления работают на ее воплощение, даже если идея пока не ясна, только формируется. Это похоже на пчелиный рой, который по одной пчеле собирается в целую тучу. Точно так обрастает и твоя идея. Если работать с постоянным ее ощущением, то задуманное обязательно получится.

Sidorenko-Viktor-5
Sidorenko-Viktor-6
Sidorenko-Viktor-4 Sidorenko-Viktor-3 Sidorenko-Viktor-2 Sidorenko-Viktor-1