30 Июн Алина Якубенко: «Искусство зачастую является аутоеротичной практикой, и не может быть агрессивным»

AlinaPortrainSmallЗащитница животных, прав женщин и исторической памяти, по совместительству художник и творец новых медиа, Алина Якубенко рассказала нам много глубоких и личный вещей. Вникайте.

Самый животрепещущий проект с вашим участием – это попытка сохранить произведения искусства, созданные в советское время. После закона о декоммунизации многое оказалось под угрозой уничтожения. Почему вас, человека другого поколения, так волнует эта тема?

В первую очередь, принятий пакет законов про «осуждение коммунистического и национал-социалистического тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики» касается настоящего гораздо больше, чем прошлого. Законы нарушают избирательные права, предполагающие в том числе свободу художественного высказывания; термины закона не имеют четкой формулировки –что такое «символ», «пропаганда», «общественное пространство». То есть любая практика – художественная или научная, изучающая или работающая с советским наследием, в рамках действующего закона может считаться пропагандой, что карается лишением свободы сроком до 5 лет…

Я не борюсь за сохранение произведений. Меня смущают не методы, которые использует власть, а скорее мотивы. Советское наследие практически в один момент обесценилось, и дело даже не в том, что памятники архитектуры могут запросто лишаться статуса памятников, а скульптуру Кавалеридзе могут демонтировать. тут вопрос, скорее, в отношении к историческому наследию, каким бы оно ни было, ответственности и принятия его и уже потом сохранении. Конечно, сохранение памятников не означает сохранение памяти (цитирую Б.Чухровича), коллективная память не строится только на присутствии или отсутствии чего-то в наглядном примере, но в то же время процесс очищения истории повлияет на то, как мы будем обязаны «вспоминать». Грубо говоря, какое прошлое более «справедливое» и приемлемое решают за нас.

В одном из своих интервью вы сказали, что мечтаете поработать художником в кино. Какой бы это был фильм – жанр, стилистика?

Я заканчивала факультет кино и театра, поэтому на тот момент мечтала о работе в некоммерческих кинопроектах, так как в коммерческих уже поработала, сейчас я самостоятельно снимаю и монтирую видео. Конечно, это не полнометражное кино, но кто знает… В будущем хотелось бы снять что-то по собственному сценарию и с небольшим бюджетом. Про жанр и стилистику говорить еще рано .

На ваш взгляд, что может служить делу освещения важных социальных вопросов лучше вызова, обратной агрессии и акционизма?

Каждый конкретный случай, а также поставленные задачи диктуют методы и выразительные средства. Хорошее искусство, как и все новое, на мой взгляд, всегда «агрессивно», но это агрессия отталкивания, внутренняя агрессия зрителя или свидетеля. Думаю, что искусство зачастую является аутоеротичной практикой, и в принципе не может быть агрессивным вовне, агрессивным его может сделать только принимающая сторона.

Вы активный участник киевской арт-тусовки. Чье творчество из друзей/коллег для вас имеет особую ценность?

Я бы не хотела называть имена, мне нравятся многие художники и художницы и не только киевские. А вообще, я гораздо больше слежу за музыкальной сценой Киева, чем за художественной, иногда мне даже кажется что я больше слушатель, нежели кто-либо другой.

Если бы вам выпала возможность основать, скажем, фонд имени себя, чем бы он занимался?

Думаю, что вряд ли он был бы связан с искусством, наверное, это было бы что-то экологическое, хотя это сейчас уже совсем не модно, возможно, я бы занималась проблемами бездомных животных, а может и не только животных, открыла бы приют, хотя можно сказать, что у моих родителей уже и так мини-приют только без фонда, или может, купила бы усадьбу и разводила там волков… Не думаю, что у меня появится такая возможность, хотя я обладаю большой коллекцией работ современных художников и, может, мои внуки станут миллиардерами… Если к тому времени искусство и бездомные все еще будут существовать, если они вообще могут существовать по-отдельности. Да, точно, нужно это внести в завещание! Воспользуюсь ситуаций. Раздаются бесплатно котята, а так их мать черная 8-ми месячная кошка, метис шотландской породы.

Вы часто принимаете участие в коллективных выставках. Расскажите, пожалуйста, чем коллективное высказывание вам интересно? Не идет ли оно в разрез с вашим внутренним ощущением художника?

Коллективное высказывание громче, потому что оно претендует на некую объективность пусть и и иллюзорную.

В коллективных практиках на мой взгляд процессуальная сторона важнее и интересней результата в принципе результата может и вовсе не быть.

Коллективные практики ‒ это и попытка выстроить новое микросообщество с людьми, с которыми ты не состоишь в семейных узах и ваши отношения еще не регламентированы традицией (если это вообще возможно), вы не только создаете что-то вместе, но еще и проживаете какой-то отрезок времени, вырабатывая новые способы коммуникация, разделения обязанностей и ответственности и интеллектуальная работа где каждое мнение должно учитывать возможно в ущерб твоему.

Я часто сотрудничаю с разными художниками, мне нравится создавать что-то сообща, может, это просто избавляет от одиночества и сомнений в своих творческих силах…

Важно, чтобы участники были одинаково мотивированы и заинтересованы, иногда это вынужденная коллаборация, как, например, необходимость в актере для съемок или в операторе, это действительно очень сложно, тут начинаешь ценить и уважать работу режиссера, способного заинтересовать незаинтересованного ради каких то абстрактных целей.

О сексизме: со стороны кажется, что арт-среда самая открытая и равноправная, но по-прежнему во всем мире среди гениев – мужчины, разве что о Марине Абрамович могут что-то написать. Почему ситуация не меняется? Как вы думаете?

Мне кажется, что меняется, но очень медленно, в Украине много художниц которые выставляются и продаются не реже мужчин художников, я бы даже сказала, что большинство украинских художников, которые мне нравятся и за чьим творчеством я слежу, это женщины, но и худ. учебные заведения у нас воспринимаются скорее как институт благородных девиц, в процентном соотношении там гораздо больше девочек. Мой друг художник, рассказывал, что скрывал от пацанчиков на районе на кого именно учится, иначе бы побили. Есть традиционно мужские и женские профессии, стоит только зайти в магазин игрушек, как понимаешь, что продолжают растить принцесс и солдат, даже супер прогрессивным родителям трудно уберечь чадо от навязываемых стереотипов гендерным воспитанием, и это, конечно, отражается на выборе профессий.

Что наметили в жизни творческой и человеческой на этот год?

Я никогда не строю далеко идущие планы, к тому же еще кризис, и вообще непонятно, что будет завтра, но в идеале хотелось бы сделать небольшую персональную выставку и еще снять несколько видеоработ освоить деджеинг и виждеинг . В человеческой жизни ‒ прочитать много книг, посетить много вечеринок, заняться спортом, раздать котов.

AlinaY1 AlinaY2 AlinaY3 AlinaY4 AlinaY5 AlinaY6 AlinaY7 AlinaY8 AlinaY9