25 Мар Сodeky: “Украинский арт-рынок очень оптимистичен”
Юлия Ковалева, одна из основательниц платформы Сodeky.art, которая уже в мае выйдет с современным украинским искусством к европейской аудитории, рассказала, в чем особенность платформы и почему художникам стоит обратить на нее внимание.
О чем мечтали, когда создавали платформу?
Поскольку с 2000 года я работала с архитекторами в архитектурно-дизайнерской мастерской, основательницей которой и была сама, то очень со многими художниками и скульпторами подружилась. У меня появился определенный срез, скажем так, желаний, впечатлений, эмоций людей искусства, по которому я могу сделать выводы как аналитик – чего им не хватает для того, чтобы их продукт стал коммерческим. Под словом “продукт” я имею ввиду не арт-объект, а, скорее, имя, которое в условиях рынка превращается в бренд. Потому что основной задачей и целью художника, как мне кажется, кроме создания работ, должно быть продвижение имени и донесение обществу концепции его творчества, мировоззрения.
И в чем же мечта все таки? Вы хотите “подсвечивать” другие таланты?
Не подсвечивать, я хочу их показывать. Маркетплейс, который мы создали, это рекламная площадка, маркетинговый инструмент, который может предоставить художнику широкую аудиторию. Начинаем мы с украинских художников, но это не предел наших мечтаний. Присоединятся и европейские в ближайшем будущем. Мы хотим получить такой симбиоз, который покажет, что современное искусство Украины неотделимо от общеевропейского контекста.
Вы изучали опыт аналогичных платформ? Почему думаете, что именно у вас получится?
Да, существуют большие международные платформы, которые продают произведения искусства. Наша уникальность заключается в том, что весь контент, который создаем, сам наш продукт Codeky.art направлен на ранжирование имен в Google. Мы предлагаем художникам писать тексты в своих кабинетах о размещенных там работах. Если другие аналитические системы больше ориентированы на изображения, то мы – на текст и, соответственно, на продвижение контекста в интернете. Мы рассчитываем, что художники будут с нами сотрудничать, понимая, что их вклад или взнос пойдет на техническое совершенствование работы платформы, распознавание поисковыми системами, что повышает узнаваемость, популярность. И мы мечтаем о масштабном охвате, чтобы, скажем, пользователь из любой страны Европы, написав в поисковой строке “онлайн-галерея” или “маркетплейс современного искусства” сразу же получал как результат платформу Codeky и имена тех художников, которые с ней работают. Мы вложили огромные деньги, чтобы создать платформу, развиваемся сейчас тоже за свои средства. И надеемся, что со временем платное участие художников на нашей платформе поможет нам шире ранжировать, качественнее представлять, даст возможность быстрее продвигаться. Скажем так, платформа “подтягивает” художников, а художники “подтягивают” платформу. Такая кооперация.
В чем заключался главный вызов развития платформы?
Очень много было допущено ошибок. Была Альфа-версия, это Бетта. Она полностью переделана. Мы выпустили Альфа-версию, тестировали её полгода и поняли, что инструментов маркетинга для художников очень мало для того, чтобы их продвигать. Сейчас это совершенно другая концепция. Можно сказать, это даже новый продукт, остался только фирменный стиль и, собственно говоря, оболочка. Содержание стало совершенно новым. Каждый раздел снабжен большим количеством инструментов. Все это взаимосвязано – бизнес, IT и творчество.
Кого вы считаете своей главной целевой аудиторией? На кого ориентировались, создавая функционал?
У нас есть разделы для всех. Вообще мы ориентированы на современных молодых людей, которые творят, экспериментируют, понимают актуальное искусство не как предмет, а как концепцию. Они понимают, что такое онлайн-маркетинг, почему мы пользуемся именно такими инструментами. Этой аудитории, я думаю, легче объяснить, к чему мы стремимся. На самом деле, наша платформа создана для всех. Мы не выделяем какую-то узкую целевую аудиторию, впрочем, как и не оцениваем ни работы, размещенные у нас, ни контент. Потому что мы – за чистоту представления концепции творца. Если художник именно так видит мир, хочет так об этом говорить – для чего созданы бизнес-кабинеты – он сам все пишет, сам все заполняет. Наша модерация сайта касается исключительно грамматических правок, каких-то подсказок для удобства заполнения данных, но ни в коем случае не касается смысловой нагрузки.
Проводили ли вы исследование перед стартом? Какие инструменты использовали?
Да, конечно, мы провели исследование того, как вообще работают мировые платформы. Поняли, чего им не хватает, что превращает эти платформы в огромный склад работ, назовем это так, всех художников всех стран и почему конкретного художника выделить на платформе очень сложно. Поэтому мы добавили раздел “Блог”, где автор может писать о себе, своем мировоззрении. Это очень важно, потому что такая информация будет “подтягиваться” с именем и фамилией, а потенциальные покупатели, наконец-то, смогут увидеть не просто красивую работу, а понять, чем вдохновлялся художник, кто он такой и зачем он это делает.
Как определяли, на чем делать акцент, ведь понятно, что искусство продается неравномерно?
Опять же, поскольку мы – маркетплейс, то акцентов ни на чем не делаем, мы даем возможность представляться всем. Если концепция художника, который хочет разместиться у нас, не несёт информацию о насилии, негатива, раздора в обществе, мы с удовольствием принимаем его. У нас могут продаваться не только профессионалы, но и полупрофессионалы, талантливые любители и так далее. Мы приглашаем на нашу площадку всех, кого вдохновляет современное искусство.
Поскольку уже есть определенный опыт, что больше у покупателя пользуется спросом, какие техники? На что стоит ориентироваться, например, молодым художникам. Может, вазы с цветами писать, или пейзажи?
Самовыражение – это главное. Знаете, когда у нас была арт-локация, часто бывало так, что художник привозит работы, из них четыре мне безумно нравится, а пятая – так себе. Вот эта “так себе” первая продается. Заходит человек и говорит :“Вот она – моя мечта, я ее хочу”. Как бы хорошо ты не владел искусствоведческими тонкостями, важно понимать, что любая работа найдет своего покупателя. Поэтому не стоит художникам диктовать, что им писать или ваять. Их самовыражение – превыше всего.
Разделяете вы мнение, что в Украине нет арт-рынка?
Арт рынок есть, но в виде его участников – творческих людей. Но сам не системный и не урегулирован государством. Сегодня в Украине сложная экономическая ситуация и мало инструментов для продвижения художников, собственно, почему и появился наш маркетплейс. Мы хотим дать больше возможностей, потому что с интернетом и современными технологиями работать гораздо легче и эффективнее. В Украине сформировался свой ТОП-галерей, в которых регулярно проходят выставки, работают арт-дилеры, галеристы, кураторы… Да, арт-рынок в Украине существует даже в этих сложных условиях, я считаю, что он очень оптимистичен.
Насколько ваша деятельность является легальной, платите ли вы налоги, платит ли художник налоги? Потому что большинство рынка, который есть на Украине, это черный рынок, теневые продажи.
Абсолютно с вами согласна. У нас легальная площадка. Начнем с того, что наш продукт – английский, а не украинский. В Украине я зарегистрирована как физическое лицо-предприниматель (ФОП), деятельность по маркетингу, маркетинговые инструменты, которые мы применяем, я осуществляю через мой ФОП. То, что касается самой международной площадки, то она принадлежит компани с английской юрисдикцией. И, соответственно, мы работаем согласно европейскому законодательству. Наши художники легально регистрируются на платформе, дают свои данные для платежной системы fondy.ua. Это австрийская платежная система, которая представлена в Великобритании, Украине. И, собственно говоря, если художник не идентифицирован, не подал свои документы, не привязал платежную карту, он не имеет права продаваться на нашей платформе. Мы сами не храним ничьи персональные данные. Всю информацию обрабатывает банк. Она конфиденциальна и мы гарантируем полную безопасность прохождения платежей на нашей платформе.
То есть, художник потом сам платит налоги.
Если он как ФОП зарегистрирован и продает как ФОП, он платит согласно своей группе ФОПа. Если он как физическое лицо зарегистрирован, платит налоги как физическое лицо. Вы знаете, порядочность каждого человека зависит только от него самого. Мы на платформе все условия создаем для прозрачного рынка. А дальше, если человек, допустим, скрывает от налоговой продажу своей работы, это мы уже никак не проконтролируем, потому что он сам отчитывается перед налоговыми органами, мы на это уже не влияем.
Хорошо, если компания работает по британскому праву, то вы тогда действуете как представитель?
Нет, мы являемся бенефициаром этой английской компании, собственниками. Имена, которые вписаны в партнерство, в реестр Великобритании. Так как я зарегистрирована и в Украине как ФОП, то мы платим налог на те услуги, которые мы предоставляем на платформе. А сама платформа – площадка, работающая по Мадридской системе авторского права, которую поддерживает вся Европа. Из-за этого мы пока не выходим за ее рамки, хотя уже получали предложения из США и Канады.
На этапе построения бренда, как выработать доверие к вашей платформе среди художников, ведь в Украине даже самые знаменитые из них регулярно попадают в неприятные ситуации, связанные с недобросовестностью галеристов. Можно ли галеристам размещать у вас работы или покупателям перепродавать?
У нас есть раздел “Частные коллекции”. Там может зарегистрироваться частный коллекционер, который хочет продать часть работ из своего собрания. Обязательно у него должны быть документы на эти работы, без них объект не может быть у нас размещенным.
Какие документы вы просите?
Это должна быть оценка работы и подтверждение авторства. Можно обратиться в музей и эксперты дадут оценку. Если коллекционер Яблонскую продает, допустим, заключение может дать НХМУ.
Мы говорим больше о современном искусстве.
Коллекционеры могут продавать в разделе “Частные коллекции” не только современное искусство, но и старых мастеров. Единственное, что надо учесть, закон Украины запрещает вывоз таких работ за пределы Украины, а внутри страны другим коллекционерам, пожалуйста, без проблем они могут продавать такие работы.
Получается, что на платформе рядом может быть «сувенир» с Андреевского спуска и произведение искусства.
Нет, не может. У нас есть определенная ценовая политика, ограничения. Сувениров с Андреевского спуска быть не может, потому что раздел, например, “Частные коллекции” стартует с 300 долларов за работу, ниже не может быть поставлено. И также модерация не пропустит сувенир с Андреевского спуска.
А молодой художник может продавать свои работы пусть не самого высокого уровня?
Да, это возможно. Мы очень хотим, чтобы молодые художники не просто размещали работы, но и вели блоги, знакомили аудиторию со своим творчеством, мировоззрением. Через месяц у нас появится раздел “Склад” с возможностью бесплатного размещения работ. Мы об этом подробнее расскажем чуть позже.
Готовы ли вы работать со сложными социальными темами, которые представляются в закрытых галереях.
Конечно. Мы все принимаем, мы готовы. Мы любим сложные темы, это наша история.
Сложные темы могут быть разными. Это и педофилия, насилие, конфликты.
Я ранее сказала, что мы не выставляем работы на нашей онлайн площадке, которые несут элементы насилия, пропагандируют наркотики или оружие, побуждают к конфликту и разрозненности в государстве, порнографии и так далее. Все что в рамках искусства, например, обнаженная натура, к этому не относятся, так как были в искусстве во все времена. Но если речь идет о педофилии, то такие работы мы не будем представлять, потому что наш продукт призван популяризировать искусство, то есть он создан для широких масс.
Какие ваши цели – долгосрочные, краткосрочные.
Долгосрочные – мы собираемся развиваться на европейском рынке. Нам бы очень хотелось, чтобы большинство украинских художников было представлено на нем благодаря именно нашей платформе. Если говорить о краткосрочных целях, то сейчас это привлечение максимального количество украинских авторов на наш ресурс. Мы должны обработать этот контент, провести аналитику и в мае выйти на европейский рынок.