24 Июн Алексей Сай: «Искусство никогда не ставит диагнозы»

SayPortSmall

Видеть, осмысливать, чувствовать, любить людей, совмещать работу и искусство − все это Алексей Сай делает с легкостью и содержанием.

У меня не было задачи изобретать какой-то инструмент или подход, было большое желание говорить с людьми на своем языке. Все началось с того, что я сидел на работе и наблюдал за тем, как стремительно формируется офисная культура, как меняется советское понимание работы, коллектива. Происходило это в 1990-е годы. Меня удивляли люди, я не мог понять, какие мысли они скрывают в своих головах. Чем дальше, тем глубже мне хотелось заходить в понимание этого мира. Не критиковать, но и не отождествлять себя с ними. Хотел фиксировать с дистанции исторической − как будто их уже нет, они вымерли, хотя эта глобальная культура многое дала человечеству. Её фиксируют, но делают это в виде штампов. Например, люди в пиджаках – безликая масса. Критикуют, но не рассматривают как совокупность явлений культуры. Нечто, способное рождать как материальные, так и духовные ценности. Мне захотелось говорить с представителями этой культуры на одном языке.

Мои бухгалтерские таблички не возникли с целью удивить, а, скорее, с идеей дать возможность с помощью такого специфического инструмента глубже проникнуть в жизнь офисной культуры. И это сработало. Искусство никогда не ставит диагнозы. Фиксирует, помогает людям рефлексировать, но главное − подталкивает людей к более полному ощущению реальности. Это дают и другие вещи, размышления, например, литература, но есть что-то, что не под силу фундаментальным гуманитарным наукам. Однажды мой друг-кинематографист удивил меня вопросом: «Так чем же ты, Леша, занимаешься?». Я задумался. Наверное, занимаюсь чудесами.

Всегда ведь есть вопросы без ответов. Искусство как раз и создает нечто такое, до чего нельзя дотянуться и ответ получить не у кого. Мне говорили, что живописцы считают меня дизайнером, а не художником. Это удивляет. Что тут скажешь. Дело же не в инструменте, а в функции. Дизайнер обеспечивает решениями конкретные задачи, которые перед ним ставят. Я ничего не решаю и ничего никому не предлагаю. Дизайнеру нужно приносить пользу, я спокойно обхожусь без этого. Вот в чем разница, а не в том, с каким маслом ты работаешь и на каком холсте. Дизайнеру приходят задачи извне, он решает вопросы профессионализма. Я же сам ставлю себе вопросы, которые входят в мой собственный внутренний дискурс. Задачи возникают из размышлений, «бытовухи».

Say1 Say2 Say3 Say4 Say5 Say6 Say7 Say8 Say9

Познать