22 Мар Илья Чичкан: «То, что я делаю, всегда носит шизофренический характер»
Не отрываясь от создания новой работы, один из самых известных украинских художников, большой любитель пошутить и устроить перформанс на ровном месте, рассказал нам о том, насколько несерьезным человеком является он сам.
Илья, обычно вы зимой уезжаете в теплые края. В этом году задержались в Киеве. Почему?
Погода располагала. Зима выдалась по-европейски теплой. Но когда начались холода, потянуло. Мы с Машей уже привыкли, выработали «иммунитет», нам необходимо тепло. Когда ты шесть лет подряд проводишь зиму в другой климатической зоне, то во время холода начинаешь впадать в спячку.
Практически у каждого украинского коллекционера есть две-три работы пары Чичкан-Шубина, не так ли? Они, как правило, висят в самом центре пространств. Это признание, определенные обязательства. Тяжело ли со временем их оправдывать?
Я к своему творчеству отношусь очень легко. Я – не заточенный под свое вселенское значение чувак. То, что я делаю, всегда носит шизофренический характер, а как к шизофреникам можно серьезно относиться? Мне, слава Богу, пока не приходило в голову работать над своим имиджем. Наоборот, чем дальше, тем мне легче и легче.
Устроители гламурных вечеринок утверждают, что для успешного мероприятия достаточно пригласить Илью Чичкана…
Так и есть. Иногда я даже сам думаю, что не тем деньги зарабатываю. Просто вокруг очень много скучных людей, которые не могут сами себя развлечь. Как по мне, раз уж появился где-то, чего уж тихо сидеть.
Ваша мастерская находится на Воздвиженке. Любите Старый Киев?
Да, я люблю Подол, мы ведь живем здесь недалеко. Воздвиженка прекрасна. Она в центре, но здесь очень тихо. Вы же видели – ни одной остановки транспорта рядом. Сюда забредают вполне приличные люди, а если и неприличные, то экзальтированные.
Как вы относитесь к тому, что люди искусства активно идут в политику? У вас такое желание не возникало?
Я думаю, многие из них после таких скоропалительных решений начинают жалеть. Даже Святослав Вакарчук, наверное, уже понимает, что в политику лучше не соваться. Хотя, по слухам, он сейчас в Америке занимается повышением политической грамотности. Решил зайти с другой стороны. А из меня политик никакой. Я не представляю, чем они там занимаются. Я даже счет «Киевэнерго» оплатить нормально не могу. В украинской политике и так фриков хватает.
Для вас искусство еще не превратилось во что-то обыденное? Страсть осталась?
Краской мазать – занятие довольно медитативное, если мы говорим о живописи. Если об искусстве как концептуальном проекте жизни, то да, безумство поутихло.
Есть желание взять учеников?
Нет! Я очень плохо схожусь с людьми. Тем более учитель – ответственная миссия. Я к себе как к художнику серьезно не отношусь, как я могу кому-то что-то навязывать? Мое собственное мнение, отношение к искусству еще формируется. Я лучше подумаю, поработаю над собой.
Даже помощника не хотите, подмастерья?
Ну, рабский труд меня, конечно, привлекает. Но я тяжело даже уборщицу переношу… Перед ее приходом стараюсь немного убраться для успокоения собственной совести. Использование других людей для меня связано с необходимостью, а не какой-то внутренней потребностью.
Как вы считаете, постоянная нехватка денег, особенно у молодых художников, это минус для творчества?
Я бы не мыслил так трагично. Конечно, когда тюбик краски стоит 160 грн., тяжело быть молодым художником. Но такая ситуация дает дополнительный стимул для развития. Можно же искать альтернативу. Например, с деревом работать, на простынях рисовать, создавать новые медиа.
Но есть еще проблема востребованности. Нельзя же все время художнику работать в стол!
Если художник долго работает в стол, это значит, что он хороший художник! С помощью таких длительных наработок можно проследить собственную эволюцию.
Вы видите какой-то путь развития арт-рынка в Украине, культуры галерей?
С этим у нас очень сложно. Есть хорошие проекты, но это не полноценные галереи, которые работают с художником, его продвигают, продают, за это получая свои 50 процентов комиссионных, печатают каталоги, возят художника на ярмарки… У нас этого нет. Есть заведения, которые перепродают работы. Это больше похоже на профанацию.
Если говорить о других проявлениях внешней жизни, то что вы читаете, смотрите?
Недавно прочитал Бегбедера, возим с собой книгу Миллера. Сейчас в моде опять сериалы, мы на них как-то не очень западаем. Нравится что-то легкое, британское, про аббатство, например. На днях я случайно посмотрел фильм «Вальсирующие» Бертрана Блие. Отличное кино. Очень рекомендую. Люблю иногда пересматривать старые фильмы. Из последнего понравилась «Юность» Соррентино. Когда-то я был поклонником «Звездный войн», но потом они превратились в жесточайшую коммерцию. У этого кино была своя философия, эстетика, оно работало не просто как что-то развлекательное, это была драматическая сага.
Что касается заграничных выставок, есть ли планы сделать что-то в Европе или США?
Есть, конечно. Раньше постоянно делали выставки за границей. Сейчас меньше. Хочется сделать что-то смешное, так, чтобы себе нравилось. Мне абсолютно все равно, что обо всем этом потом скажут другие. Со временем многие вещи становятся условностями, а я не из тех людей, которые им следуют.