23 Сен Олег Тистол: «В этой войне мы отстаиваем культуру»

Tistol1

О женщинах, самой свободной стране и собственной невредности рассказал один из топовых художников Украины Олег Тистол.

Олег, вы женаты на художнице. Как вам двум творческим личностям удается уживаться вместе? Как вы вообще относитесь к женщинам в профессии «художник»?

Находясь в Киеве, где всегда как раз и главенствовали женщины-художницы, например, Экстер, Примаченко, Яблонская, как-то неудобно рассуждать на эту тему. Киев всегда был женским городом в плане искусства. Что касается моей супруги, то я на ком-то другом и не пробовал жениться. Все мои романтические отношения были именно с художницами. Это просто сложившийся круг общения. Фраза о том, что «женщина не может быть художником», глупо звучит. Чтобы это утверждать, надо быть человеком, далеким от истории искусства XX века. Наступила гуманитарная эпоха. Поэтому нет ничего удивительного в том, что все больше женщин вливаются в искусство. Это естественный процесс.

Знаете, у меня есть мечта сделать исследование о феминизме в украинском искусстве…

О, феминизм это вообще какая-то диковатая тема для Украины. Мою жену, Марину Скугареву, великолепную художницу, на Западе все время расспрашивали о феминизме у нас здесь. Ей приходилось все это дело как-то формулировать, я тоже был вынужден подключиться. Другое дело в том, он у нас и не нужен. В Украине довольно матриархальное общество. И так было всегда. Это выражается не в том, что женщины обязательно должны быть начальниками. Здесь вопрос гораздо глубже. Этого как раз не учли ватники, которые задержали Надежду Савченко. Они думали: «Сейчас поймаем бабу, она нам все пропоет!» С русской было бы именно так, с украинкой нет. У нас женщина является носителем особой силы властной, способной защищать свою территорию. Помните, как было во время Майдана, когда девочки в дорогих шубах и на каблуках шины носили? Им не надо было пояснять, где проходит разделение между их задачами и делом мужчин. Они осознавали необходимость, вот и все. Это самодостаточные, крепкие личности. Подобных женщин я видел, разве что, только в Норвегии.

Хорошо, перейдем от женщин к ситуации в современном украинском искусстве. Какую оценку его состоянию даете лично вы?

Я считаю, что мы абсолютно адекватные люди в мировой культуре. Но еще есть куда двигаться. У нас не отработана деятельность институций, правила взаимоотношений художников с ними. На мой взгляд, это даже хорошо. Есть к чему стремиться. В Киеве многие привыкли стоять в очереди в Союз художников, на выставку в галерею, сейчас в ПинчукАртЦентр. Хочется верить, что молодежь начнет сама занимать свои места, не ожидая, что им кто-то что-то даст. Честно говоря, меня раздражает имитация институционности, которая царит в Украине. Есть Министерство культуры, в нем сидит Кириленко. Я же считаю настоящим министром Ваню Сая, который во время Революции с пацанами пришел к зданию Министерства в балаклаве с битой, взломал двери и захватил его. Шутки шутками, но я помню, что когда в 2001 году мы готовились к Венецианской биеннале, Министерство вмешивалось в процесс это был кошмар. Когда до них дошло, что на этом можно украсть деньги, они начали нас давить, как не знаю кого. Я подвожу к тому, что у нас бывает сложно, но культурная ситуация позволяет делать то, на что ты способен. Все двери открыты. Начиная с конца 1990-х, у нас самая свободная страна в Европе.

Как вы думаете, почему даже в Киеве плохо выживают галереи, а арт-рынок практически отсутствует?

Здесь все просто. Чтобы заниматься искусством как бизнесом, нужно быть порядочным человеком и честно относиться к художникам. Не пытаться сделать из дерьма пулю, чтобы потом подороже это продать, не заниматься спекуляциями, а работать. Часто мне приходится слышать, что украинские художники вредные. Мы не вредные, мы высокопрофессиональные. Мы не боимся тяжелых проектов, гуманитарных жестов, отсутствия заработков. А отечественные галереи часто хотят только лишь заработать денег, при этом абсолютно не зная специфики этой деятельности и пользуясь «барыжными» схемами. С кем из галеристов мне всегда приятно работать, так это с Анатолием Дымчуком он знает, что делает, он горит и живет своим делом.

Вы согласны с утверждением, что у нас нет арт-рынка?

Знаете, вот уже два года как в стране война, а у меня в Киеве покупают картины. Игорь Абрамович в «Мыстецком Арсенале» делает выставку из собрания частных коллекций все этого свидетельствует о том, что рынок есть. Понятно, что не такой, как, скажем, в США. Так у нас и экономика не такая, как у них…

Что касается войны, то в Киеве вообще не ощущается, что она идет: люди как сидели в ресторанах, так и продолжают радоваться жизни.

Я не считаю, что это плохо. Война на Востоке героическая война. Когда в 1968 году в Прагу вошли танки, ни один магазин не закрылся. И в этом была сила чехов в продолжении их привычной – культурной, цивилизованной жизни. У нас тоже регулярно кто-то злится, что на Крещатике танцы и пляски, где-то еще выставки… Ну так а за что тогда воевать?! Если бы в Украину вторглась Великобритания, например, народ бы не сильно сопротивлялся. Они бы ведь сначала Пола Маккартни запустили, а потом дальше шли. А тут нам Кобзона втюхивают… В этой войне мы отстаиваем культуру.

Tistol2 Tistol3 Tistol4 Tistol5