03 Дек Жанна Кадырова: художник мира
Её имя заставляет нервно вздрагивать апологетов традиционного искусства, но пробуждает интерес у тех, кому нравятся эксперименты, вызов и провокации.
Вдохновляющие масштабы
Да, я много выставляюсь за рубежом. Совершенно недавно получила предложение сделать выставку эскизов к скульптурам − того, что обычно вообще никто не видит. Думаю, в январе или ближе к весне в Киеве я тоже что-то сделаю. Есть идея сделать проект совместно с «Арт-платформой» или на их базе. Они ведь находятся в бывшей текстильной фабрике, которая на Левом берегу. Это огромное здание. Представь, на фабрике за год производилось столько ткани, что можно было землю обмотать по экватору. Собралась замечательная компания людей, но им не пока не хватает опыта во всех вопросах, да и освоить такую территорию непросто.
Пространство для творчества
Вообще, это очень хорошая идея — осваивать заброшенные фабрики, заводы. Ведь художники и скульпторы получают там возможность не только творить, но и решать какие-то свои бытовые вопросы. Вот у меня, например, мастерская завалена работами. Ребята из «Изоляции», которые сейчас разместились на территории судоремонтного завода, хотят сделать склад для работ. Но с возможностью их выставлять, чтобы пришел потенциальный покупатель, увидел и сразу смог приобрести.
Художник-космополит
Я иногда, когда берусь за скульптуру, не понимаю, как она потом будет выглядеть. Мне в последнее время нравится формат, когда ты приезжаешь в другую страну, тебе там дают мастерскую, материалы, ты делаешь работу и там же ее оставляешь. Не надо ничего перевозить. Хотя, в Киеве я не так уж и много мастерских поменяла. А по всему миру — достаточно.
Помощь друга
Не могу сказать, что я часто работаю с ассистентами. Бываю разные проекты. Например, когда я делала мозаику в прошлом году, над ней мне помогали работать человек 20, в три смены, потому что надо было сдать проект быстро, а он очень масштабный. Иногда я обращаюсь за помощью к своему другу-архитектору, который помогает в проектировании каких-то особо сложных проектов. В моей команде есть человек. Денис, который занимается разными техническими моментами. А я на встречи хожу, эскизы рисую…
Арт-юбиляры
В этом году празднуем десятилетие группы «РЭП», в Люблине состоялась большая выставка. Нам дали два зала. В одном − ретроспектива «РЭПа», в другом — работы всех шестерых участников. А я ведь еще раньше начала. Так что уже целая история позади. У меня еще большая выставка в Лондоне открылась 26 ноября, куда поедут работы, представленные коллекционерами. А тема выставки — поп-арт.
Такие разные путешествия
Когда очень много путешествий, понятно, что становится не до работы. Хотя, я думаю, что художник работает всегда, даже когда видит сны. Потому что ты все впитываешь. А в путешествиях, когда попадаешь в другой город, например, Лондон с его музеями и галереями, получаешь заряд вдохновения, стремления к чему-то большему. Потом надо вернуться и обработать всю полученную информацию. Лично мне лучше всего думается где-нибудь в Индии, в гамаке… Когда ты далеко от повседневной суеты большого города. Там легко подводятся итоги, намечаются планы.
Академизм против таланта
Киев — мой дом, здесь много друзей. Город — это ведь люди, которые его населяют. Сюда приятно возвращаться. В Киеве я училась… Дважды пыталась поступить в Академию. Так и не вышло получить высшее художественное образование. И слава Богу! Там вбивают в голову академизм, от которого потом очень тяжело избавиться. После своей неудачи я поехала посмотреть, куда поступают мои друзья — в Краков и Прагу. В Кракове Художественная академия больше похожа на нашу, так тоже академизма предостаточно. А в Праге классно. Там люди изначально делают то, что хотят, а профессор приходит и дает советы. И это правильно, ведь талант нельзя ломать.